Домой Техника армии РФ Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный

Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный

804
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
МТ-ЛБ

МТ-ЛБ (расшифровывается, как многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный, также известный под именем «Объект 6») – это один из видов военного транспорта СССР, или многоцелевой плавающий бронетранспортер (БТР).

Основной функцией транспортера была перевозка различного груза и людей, нередко его использовали, как тягач для артиллерии. В некоторых военных частях он был отличным транспортом для мотострелковых подразделений, хотя не был на это рассчитан, в отличие от более ранних БТР-152, БТР-40 и других принятых на вооружение объектах.

История разработки МТЛБ

К середине шестидесятых годов прошлого века верхушка вооруженных сил союза приняло решение сменить АТ-П (устаревший уже на то время артиллерийский транспортер). Также, для экономии, руководство приказало не создавать технику с нуля, а воспользоваться каркасом уже существующих моделей, приспособив их под военные нужды. Наиболее подходящим на роль армейского вездехода был тягач МТ-Л. Для его работы требовалось только изготовить броню, а большую часть механизмов оставили в прежнем виде.

Создание машины легло на плечи тракторного завода Харькова, а именно его конструкторского бюро. 1964 год был ознаменован началом работ, и всего через 2 года МТЛБ была готова.

Корпус машины

Корпус транспортера сделан из стальных плит, которые не имеют большую плотность, поэтому вездеход может противостоять только стрелковому оружию. Однако за счет этого получилось сохранить небольшую массу относительно других машин подобного класса – 9,7 тонны. С таким весом конструкторам МТЛБ не составило труда обеспечить МТЛБ отличную плавучесть. Еще одно преимущество машины – это малое давление гусениц на поверхность, что повышает проходимость тягача. Корпус делится на зоны: управления, моторная, транспортно-грузовая и трансмиссионная. Для всех, находящихся на борту, обеспечены комфортные условия перевозки.

Трансмиссионный отсек

Трансмиссионный отсек расположен в передней части вездехода. Место здесь отводится коробке передач и поворотному механизму.

Зона управления

Далее идет зона управления. От предыдущего он отделен бронированной перегородкой. Тут находятся командирское место и сидение для механика-водителя. Члены экипажа имеют хороший обзор с помощью лобовых стекол с защитой. Справа впереди установлена башня с 7,67-мм пулеметом, обслуживаемая командиром вездехода.

Моторное отделение

В середине МТЛБ, после отсека управления, расположено моторное отделение. Это место, где установлен двигатель и фрикцион.

Транспортно-грузовой отсек

В задней части бронетранспортера расположено транспортно-грузовой отсек, в котором перевозят грузы и десантные отряды. Чтобы забраться в машину, существует несколько путей: через задние двери или через люки в крыше машины.

Для движения в транспортере стоит ЯМ3-238 – дизельная установка, оснащенная восемью цилиндрам и имеющая мощность в 240 л.с. При таких характеристиках на ровном шоссе тягач способен разогнаться до 61,5 км в час.

Значительно облегчить передвижение по водным преградам, призваны опорные катки, в которых имеется воздушная камера. Кроме этого гусеницы создают небольшое удельное давление – 0,45 кг на см2.

В машине установлена независимая подвеска (торсионная).

Ну и, конечно же, машина способна к плаванию, за счет активной работы гусениц.

ТТХ (тактико-технические характеристики) вездехода

Среди своего класса МТЛБ выделяется одной особенностью – место рулевого находится на стыке трансмиссии и двигателя. Водные преграды – это не проблема для транспортера. С этим ему помогают задние и передние колеса, наполненные воздухом внутри. Как говорилось раньше, в движении на воде задействованы гусеницы. Обычно, на воде вездеход передвигается со скоростью, не превышающей 6 км/час.

Сердце машины

На Северных участках страны довольно часто сталкивались с осложнением, в виде не заводящегося двигателя. Создатели «Мотолыги» учли эту проблему и встроили в силовую установку систему предзапуска.

Название дизеля ЯМ3-238В
Мощность 240 лошадиных сил
Вид применяемого топлива Дизель
Местоположение цилиндров, и их количество V-образный, восьмицилиндровый

 

Габариты МТЛБ

Вес тягача 9,7 т
Масса прицепа или буксируемого груза 4,5 т
Объем, или отношение Длины, Ширина и Высоты, м 6,45 x 2,86 x 1,86
Нагрузка: полезная до 2 т
Нагрузка: максимальная 2,5 т, не считая прицепа

 

Маневренность и подвижность

В машине стоит шестиступенчатая коробка передач, с помощью которой МТЛБ способна передвигаться по дорогам, имеющим довольно твердое покрытие, грунтовкам, пересеченной местности и преодолевать водные барьеры.

Макс. скорость по шоссе 61 км/ч
Средняя скорость в условиях пересеченной местности 30 км/ч
Расход топлива на 100 км от 90 до 120 литров (зависит от местности)
Клиренс 40 см (в среднем)
Скорость по водным поверхностям 6 км/ч

 

Модифицированные версии МТЛБ

Замечательные характеристики, простой ремонт и эксплуатация, невероятная проходимость – все эти достоинства стали причиной широкой распространенности вездехода в России и за ее пределами. Таким образом, появились множество модернизаций улучшений объекта. Кроме этого на основе МТЛБ было построено множество машин. Свою популярность техника сыскала не только в военной отрасли, транспортер использовался в охотничьем деле, геологии, спасательных службах. Вот список популярнейших модификаций, разработанных в различных частях России и других государствах:

  • МТЛБ-В Модификация, цель которой было повысить проходимость вездехода. Это удалось достичь с помощью расширения гусениц, что повлекло уменьшение давления, действующего на поверхность.
  • МТЛБ-ВНС «Алтай и МТЛБ-ВН – машины, которые приспособили под хозяйственные потребности людей.
  • МТЛБ-ВМ. Единственное отличие – это поставленный пулемет НСВТ (12,7 мм).
  • МТЛБ-ВМ1К. В машина поставлен более мощный двигатель – ЯМ3-238БЛ-1 для работы в высокогорье.
  • МТЛБ-М1А7. Модификация тягача с башней БТР-80. Существует несколько вариантов предустановленных орудий: пулеметы 7,62-мм ПКТМ, 12-мм «Корд» или автоматический гранатомет. Также на башню можно поставить мортиры, стреляющие дымовыми гранатами.
  • Некоторые машины были придуманы сотрудниками компании ОАО «Муромтепловоз» в России. Все улучшения в их продукции сводятся к установке боевых модулей. Примером послужит МТЛБ-ЛПТ – трактор, созданный под нужды пожарников на основе МТЛБ.
  • МТЛБМ2. Придуманная и изготовленная на «Курганмашзаводе», в ней установлены обновленные трансмиссия и дизельная установка.
  • МТЛБ-Р6. Модификация пришла к нам от конструкторов тракторного завода Харькова. Из улучшений – новый дизель и башенка, в которой установлена 30-мм пушка, пулемет (7,62 мм), ПТРК (два) и система подачи завес (дымовых) «Туча». Повышена безопасность пассажиров и экипажа.
  • МТЛБ-Р7. Очередная модель из Украины. На этот раз ключевым улучшением стал модуль «Штурм», используемый для ведения боя. В него входит 30-мм пушка, пулемет (7,62 мм), ПТРК (два), гранатомет автоматический и дымовые завесы.
  • МТ-LВ. Модификация из Польши, оснащенная пулеметом ДШКМ (12,7 мм).
  • «Айбат» — творение «Солтам» — израильской фирмы специально для военных сил Казахстана. Представляет собой самоходный миномет.
  • МТLВ-АМ. Представленная в Азербайджане. Как и у большинства, имеет стандартный пулемет (7,62 мм). Также использует пусковую установку (57 мм) с 15-ю НАР из серии С-5 и автоматический гранатомет.

Транспорт, заимствующий основу транспортера

Вот несколько экземпляров:

  • МТП-ЛБ. Является машиной технической помощи, для этого на прежнее место небольшой башни поставили платформу для погрузки.
  • Объект 26. Здесь все просто: САУ «Гвоздика» установили на немного удлиненное шасси нашего бронетранспортера.
  • 2С24. Ситуация схожа, только на этот раз конструкторы решили разместить минометный комплекс «Дева» на шасси от тягача.
  • РХМ «Кашалот». Машина, сделанная для химической разведки на базе МТ-ЛБ.
  • «Тунджа». Представляет собой минометный комплекс (самоходный, 120 мм) основа, в котором взята от бронетранспортера.

МТЛБ был основой для множества техники в разные промежутки  времени. Его наработки и технологии использовались для множества военных и не только машин: от боевых (БМП, минные заградители) до разведочных и транспорта для оказания медицинской помощи.

Конфликты с применением МТЛБ

  • Война в Афганистане 9 (с 1979 по 1989 год)
  • Конфликт с применением оружия в Приднестровье. Приднестровские вооруженные силы имели несколько МТ-ЛБ в своем расположении. Транспортеры использовались в марте 1992. Кроме этого Молдавия также активно применяли их. ЗУ-23-2 был установлен на некоторых МТ-ЛБ.
  • Первая чеченская война. Машина активно использовалась бойцами обеих сторон, при этом чеченцам МТ-ЛБ служил в качестве БТР, БРЭМ, САУ, санитарной машины, командного пункта на колесах, БМП и т.д. Использование столь большого количества вездеходов обуславливалось тем, что машина на протяжении долгого периода времени причислялась к разряду автотехники, что защищало ее от ограничений ДОВСЕ. Немаловажную в этом роль сыграла низкая цена на детали и простота в использовании.
  • Вторая чеченская война. Применяли российские вооруженные силы. На ноябрь 1999 года было зафиксировано 667 вездеходов МТ-ЛБ, находящихся на территории Чеченской республики.
  • Конфликт с применением оружия в Южной Осетии (в 2008 году).
  • Конфликт с применением оружия на востоке Украины.